Статья опубликована на https://habr.com/
Гениальность – это 1% таланта и 99% упорного труда. Герой нашего интервью – прямое тому доказательство. Дмитрий Юхименко – ювелир с опытом работы более 15 лет, специализирующийся на всех технологических этапах ювелирного производства: разработка дизайна изделия, изготовление моделей, литье моделей, обработка изделий (в том числе лазером).
Дмитрий уже год активно применяет наш новейший комплекс для создания объемных изделий из металла по запатентованной технологии лазерно-эрозионной обработки. В беседе с нашими специалистами Дмитрий поделился опытом применения лазера в реальных ювелирных задачах.
Почему ювелиры больше не доверяют китайским лазерным станкам? Зачем покупать дорогое оборудование? За сколько может окупиться лазерный станок? Ответы на эти и многие другие вопросы вы увидите в этом интервью!
***
— В ювелирной сфере я с 2007 года, до этого учился на медика и параллельно увлекался лепкой из пластилина. Как-то раз я показал родственникам из ювелирной сферы свои работы, и они предложили попробовать развиваться в этом деле. Спустя время я понял, что по сравнению с медициной, ювелирное дело более привлекательное и перспективное направление.
— Я бы не сказал, что где-то было легче. «Ювелирка» – многопрофильная сфера. Всё, что существует в промышленности, затрагивает «ювелирку». Любая работа с металлом, деревом, костью и т.п., требует много времени на обучение, чтобы создавать сложные и интересные вещи, но освоить их вполне реально, вся точность приходит с опытом. Хотя, есть мастера, которые выбирают одно направление в ювелирном деле и всю жизнь только в нем реализовываются, но они и зарабатывают меньше. Медицина требует больше ответственности, чем ювелирное дело: если изделие можно переделать или начать работу сначала, то на человеке допустить ошибку нельзя. К тому же в ювелирной сфере можно начать получать прибыль намного быстрее, чем в медицине.
Работа Дмитрия Юхименко. Синтез ювелирного искусства и технологии лазерной 3D обработки.
— Нельзя сказать, что это только бизнес. Ювелирная сфера наполнена эмоциями, она состоит из доверительных отношений между заказчиком и мастером. Заказчик делится своими фантазиями, а мастер воплощает задуманное. Мастер проделывает долгий и кропотливый труд, чтобы подарить «жизнь» ювелирному изделию. Создание макета, изготовление деталей, обработка материалов и многое другое проходит изделие, прежде чем оно попадет к заказчику.
— В ювелирном деле применяется много станков и технологий, всё зависит от задач и материалов. Но одной из самой важной задачей является формирование красивого образа: он должен привлекать и радовать. Основой ювелирных изделий может стать что угодно: кулон, кольцо, серьга, и т.д. Но уникальным и продающим ювелирное изделие делает именно дизайн изображения рельефа.
Для создания 3D рельефа можно использовать разные технологии и процессы, но в последнее время я все больше применяю для этого систему лазерно-эрозионной обработки TurboForma.
TurboForma – уникальный лазерный технологический комплекс для создания
объемных изделий из металла по запатентованной технологии лазерно-эрозионной обработки (LaserBarking®).
— Потому что альтернативы нет. По своему опыту могу заявить, что другие производители не дают такого качества, как TurboForma. У нас была китайская установка, мы когда-то давно её купили из-за низкой цены. Она даже показывала какой-то приближенный эффект, как у вашей системы, но в процессе работы пришло понимание, что китайская установка принесла больше хлопот, чем пользы::
Чтобы окончательно отпали все вопросы по качеству, покажу результаты работы китайских систем и TurboForma, обратите внимание на детали:
Результаты работы китайской системы
Результат работы TurboForma
Результат работы TurboForma
— Установка TurboForma имеет технологические преимущества перед другими методами изготовления деталей как по качеству, так и по времени затрачиваемого на производство сложных плоскостных деталей, таких, как монеты, значки отличия, ювелирная штамповка, и других подобных деталей. Качество системы TurboForma, несомненно, вне конкуренции, так как можно получить штамп, который соответствует стандартам монетного производства за временной промежуток от одного часа. Результат не требует дополнительной доработки клише, что даёт возможность в тот же момент начать штамповку изделий. В современных реалиях такой инструмент, как TurboForma даёт значительное конкурентное преимущество перед другими производителями, ведь клиент всегда трепетно относится к срокам, и почти всегда они не очень продолжительны, а с установкой TurboForma можно за сутки получить от 300 единиц полуфабриката. В особенности если конкуренты используют такие методы, как фрезеровка на ЧПУ и литье, ведь они затягивают время от 4 до 7 дней до первых результатов.
Про технологический процесс проще показать конкретные примеры. Благодаря TurboForma, я за день могу подобных деталей наштамповать штук 300-400:
Без TurboForma процесс бы затянулся где-то на неделю, а то и на две. Сейчас поясню почему. Для начала нужно вырезать модель на фрезере – около часа. Оформление, подготовка для литья, литье – около трех-четырех часов. Если нужен был бы тираж, то ещё добавляется время на обработку, снятие резинки, а только потом подготовка к литью.
Итого: Без TurboForma я бы делал подобных 300 штук от недели до двух, если хотел бы добиться отличного качества.
— Отчасти да, художественная задумка может быть более объемной формой, иметь углы, которые ваша система не может обработать. Для этого у нас есть более сложные принтеры, но TurboForma всё равно облегчает работу. Тут ещё большую роль играет умение ювелира работать в программах 3D моделирования.
— ZBrush, Rhinoceros 3D, Matrix, RhinoGold, Blender. Все эти программы имеют разные форматы построения файла, например, одна программа может строить «правильные» геометрические формы, другая – более свободные. Конкретно мы работаем в Matrix и ZBrush.
Интересный факт про ZBrush: данная программа используется в кинематографе, чтобы скульптурировать 3D персонажей. Но и в ювелирной сфере пользуется популярностью.
Пример моей работы:
Данную модель я загрузил в MaxiGraf, и вот результат работы TurboForma
— Трудности, безусловно, возникают. Часто приходится перекидывать модель из одной программы в другую, но специалисты «Лазерного Центра» учитывают мои комментарии, периодически обновляют ПО, в котором создают более удобный интерфейс для ювелиров. Конечно, многое ещё нужно доработать, но более комфортной альтернативы сейчас всё равно нет.
— Да, без проблем.
Вот одна из простых работ. Заказчик дал следующую фотографию клуба кросс-фита:
По этой фотографии я сделал несколько шагов:
1. Отрисовал 3D модель в редакторе:
2. Загрузил в ПО MaxiGraf. Лишних корректировок в программе не делал, так как всё чётко перенеслось.
3. Запустил лазерный станок, который вырезал на готовой болванке изделие, а потом всё это отправилось на штамповку:
Готовый результат
Готовый результат
Кстати, вокруг я его обрезал тоже лазером. У меня встроено в систему TurboForma машинное зрение, которое всегда выручает. Я сделал контур и просто подставлял уже готовое отштампованное изделие. Углы быстро и аккуратно обрезались:
***
Ещё одна из интереснейших тем – реставрация. Лазер позволяет и этот процесс делать быстрее.
Как-то ко мне обратился заказчик с просьбой восстановить участок монеты. Я лазером заварил этот испорченный участок, после чего начала работу с буквами: отрисовка, разметка (чтобы чётко попасть в нужную область) и в конце снова отшлифовал лазером, вот результат:
ДО:
ПОСЛЕ:
ДО:
ПОСЛЕ:
Второй пример реставрации. Мне необходимо было восстановить рельеф цифр на монете, с чем TurboForma справилась на «ура»:
Пример монеты 1883 года с потертыми датами:
Здесь результат лазерной реставрации монеты другого года, но реставрировался аналогичный дефект (потертость надписи):
***
Последнее, что покажу – это пример двусторонней 3D модели. Обе части скрипки выполнены равномерно благодаря установке TurboForma:
***
В этом интервью мы поговорили с профессиональным ювелиром, который наглядно нам показал, как улучшилось его производство с появлением лазерного комплекса 3D обработки изделий – TurboForma. Взаимодействие с «Лазерным Центром» помогло Дмитрию Юхименко не только ускорить технологический процесс, но и получить качество «Монетного Двора» на изделиях.
Хотим отметить, что в то время, пока мы обучаем клиентов работать с нашим оборудованием, они в свою очередь обучают и нас. Именно постоянное общение с нашими клиентами дает нам понимание, как создавать уникальные технологии и совершенствовать лазерное оборудование.
Наши специалисты всегда готовы ответить на ваши технические и коммерческие вопросы, а отдел сервиса будет доступен не только для связи, но и для предложений по совершенствованию наших систем!
Работа Дмитрия Юхименко. Синтез ювелирного искусства и технологии лазерной 3D обработки.